Показать меню
» » » Ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото

Ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото

11.05.2015
7 766
В Версале парк и город связаны между собой, потому что разрослись около общего центра — дворца. Сам город прорезан тремя широкими аллеями — улицами, радиально сходящимися на полукруглой площади перед дворцом. Эта площадь охвачена двумя полулунными зданиями казарм и решеткой почетного двора дворца. Сам двор сравнительно малоэффектен, так как очень глубок, расположен на склоне холма, а флигеля дворца, выходящие на него, разного стиля. Обычный вход в парк Версаля через аркады по бокам главного флигеля дворца имеет скорее служебное значение, настоящим же торжественным входом должна служить Лестница 100 ступеней — «Cent marches», которой, впрочем, редко пользуются. Туда можно попасть с дороги, ведущей в Сен-Сир.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Ландшафтный дизайн парка Версаля


От пруда швейцарцев «Piece des Suisses», лежащего против этой лестницы, открывается изумительный вид на оранжерею с колоссальными аркадами окон, на бесконечное здание дворца и на грандиозные каменные лестницы, которые с близкого расстояния кажутся уходящими в небо. Это — Версаль Мансара, каменный, тяжелый и торжественно-мрачный, но грандиозный. Между лестницами расположен сад с круглым фонтаном и сотнями померанцевых, гранатовых и лавровых деревьев. Граница парка перед лестницами отмечена высокой решеткой с великолепными пилонами, завершенными скульптурными группами.

Оранжерея была построена в 1684—1686 гг., и главная часть ее, находящаяся между двумя каменными лестницами, имеет длину 130 м, а ширину 21м. Там зимой находятся 400 померанцевых деревьев, служащих летом для украшения парка, и главным образом для партера перед оранжереей. Этот партер, очень простой по форме и украшенный круглым фонтаном, придуман Ленотром и прекрасно гармонирует с очень простым, но совершенным фасадом оранжереи. Для украшения между цветниками летом размещают 300 померанцевых деревьев.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Пилоны чудесной решетки украшены великолепными каменными вазами, изваянными Леспиньолой, а пилоны ворот группами Легро и Леонгра. Внутри оранжереи находится колоссальная статуя Людовика XIV работы М. Дежардена. Главная красота оранжереи и партера заключается в необычайной простоте, ясности и, главное, спокойствии, с которым выполнено это гигантское сооружение.

После подъема по лестнице картина меняется: впереди цветочный партер с великолепным фасадом дворца, сзади большое озеро, охваченное зелеными рощами, и за озером мраморная группа Бернини. Ближайший узорный партер, лежащий на крыше оранжереи, был разбит Лакинтини, помощником Ленотра. Он отделен от песчаной площадки, где стоит дворец, невысоким мраморным парапетом с небольшими, но чудесными вазами и сфинксами Ж. Саразена и Л. Лерамбера.

Перед главным фасадом дворца Версаль находится песчаная площадка, повышенная всего на две ступени над партером и украшенная великолепными мраморными вазами «Войны» и «Мира» работы Куазевокса и Тюби. За ними расстилается водяной партер, состоящий из широкого песчаного ковра и двух бассейнов, лежащих в плоских мраморных рамах, которые украшены статуями рек работы Куазевокса, Тюби, Леонгра и Ренодена. Кроме узенькой полоски около мрамора, на партере зелени нет совсем. Мрамор имеет вид рамки, а группы очень низкие и довольно массивные.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Песчаные террасы по обе стороны дворца настолько широки, что кажутся не только бордюром у дворца, но сливаются в общую картину с партером воды. Все спуски от них (к бассейну Латоны, к южному и северному партерам) очень широки, но для стоящего на террасе двух ваз или между бассейном эти спуски не видны и только чувствуются по размещению украшений.

От партера спускается вниз очень широкая, но невысокая мраморная лестница, украшенная вазами и обсаженная фигурно стриженными деревцами, которых немного сохранилось в Версале. С двух сторон лестницы в сторону дворца открываются небольшие бассейны, украшенные фигурами животных, работы Гужона. Перед ними поперек партера проходит и опускается на обе стороны великолепная аллея трех фонтанов. К югу она проходит между густой стеной громадных каштанов и каменной стеной оранжереи, а на север между боскетом «Бани Аполлона» и большим боскетом, где теперь летний театр. Эта аллея украшена превосходнейшими декоративными скульптурами: «Дианой с луком» Дежардена, «Закатом», «Венерой» и «Воздухом» Марси, удивительно гармонирующими с соседней зеленью и даже с развесистыми кронами лип, о которых и не думали во время сооружения статуй.

Фонтан Латоны (матери Аполлона) состоит из ряда крупных бассейнов, поднимающихся пирамидально один над другим. Наверху находится статуя богини, которую закрывают струи воды, выбрасываемые лягушками и ящерицами: в этих животных (согласно мифу) разгневанный бог превратил жителей Линчи, насмехавшихся над Латоной. Боковые фонтаны лягушек дополняют идею главного. На шири и дали «зеленого ковра» и Большого канала фонтан и весь цветник несколько теряются, но на фоне густо-зеленой стриженой зелени, изогнутой в виде подковы, большой лестницы и дворца фонтан является отличным центром картины.


 

«Зеленый ковер» парка Версаль


«Зеленый ковер» парка Версаль — газон шириной 60 м, окаймленный двумя дорожками и рядами мраморных статуй и ваз, не имеет себе равных по ширине и великолепию. Он оканчивается у овального бассейна Аполлона, из которого как бы вылетает колесница бога Солнца, увлекаемая четырьмя лошадьми и окруженная тритонами, трубящими в раковины. Рисунок для группы был дан Лебреном, а исполнена она Б. Тюби в 1670 г. и может считаться одним из совершеннейших украшений Версаля. Фонтаны бьют по бокам и сзади колесницы и производят впечатление моря, кипящего в тот миг, когда из него вылетает колесница бога Солнца.

Полукруглому бассейну соответствует зеленый полукруг стен боскетов, заканчивающихся около него. К боскетам прислонены высокие гермы (месяцы года), исполненные, согласно преданию, по рисункам Н. Пуссена. Как украшение эти гермы далеко превосходят остальные скульптуры именно своей формой, так как кажется, что они вырастают из земли.

Парк Версаль, украшенный статуями и фонтанами, заканчивается между бассейном Аполлона и Большим каналом. Дальше нет украшений, нет боскетов, а густые дубовые рощи прорезаны широкими аллеями, назначенными для верховых прогулок.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Между этими рощами расположен Большой канал, имеющий форму креста, берега его обложены гранитом. Во времена Людовика XIV он служил для прогулок и для празднеств на воде, для чего в Версаль была выписана из Венеции целая колония гондольеров с гондолами. При посещении Версаля Петр Великий проехал на гондолах в Большой Трианон.

От бассейна Аполлона открывается вид на ширь канала, а высокие рощи отодвинуты от берега так, чтобы нисколько не мешали виду, а с другой стороны к дворцу постепенно подымается «зеленый ковер», за ним видны террасы, лестница Латоны и пышный фасад дворца.

Сравнение плана Версаля с перспективой, открывающейся от Латоны или от Аполлона, достаточно для признания тотальности замысла Ленотра, так как, глядя на план, менее всего можно ожидать эффекта главной перспективы, основанного да сокращении дальних расстояний. Пространство за каналом кажется равным одной десятой длины всего парка, а на самом деле расстояние от бассейна Аполлона до «Королевской решетки» больше, чем от того же бассейна до дворца. Наконец, пирамидальные тополя у «Королевской решетки» всегда окутаны дымкой дали, и кажется, что за ними обрывается горизонт.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Новостью для садового искусства было применение Ленотром радиального расположения аллей, которое до него встречалось лишь в римских виллах Маттеи и Людовизи, но там имело второстепенное значение и не участвовало в основном эффекте сооружения. Только в вилле Негрони аллеи расходились от главного входа, но эффект этот едва ли превосходил тот, что мы видим на нижней террасе Альдобрандини.

В то время как в итальянских садах аллеи имеют значение театральных декораций, так как открывают виды на дворец или постройки, ценность аллей Ленотра главным образом в красоте соотношения между шириной и длиной. Правда, часть главных аллей сходится к бассейну Латоны и бассейну Аполлона, но если первый кажется декоративным завершением, второй лишь слегка оживляет вид. Остальные аллеи проходят параллельно и перпендикулярно «зеленому ковру». На пересечении их находятся небольшие фонтаны с прелестными свинцовыми группами «Весны-Флоры» Тюби, «Лета-Цереры» Ренодена, «Осени-Бахуса» Марси и «Зимы-Сатурна» Жирардона. Эти фонтаны едва поднимаются над землей и не мешают шири и дали аллей.

В боскетах между аллеями находится целый ряд фонтанов, но очень многие из них или утрачены или переделаны. Так, ничего не осталось от интересного «Лабиринта», бывшего на месте нынешнего «Боскета королевы». Вместо боскета «Дофина» — теперь аллея каштанов. Уцелевший фонтан «Энцелад» изображает гиганта, придавленного Этной; толстая струя воды вырывается изо рта его. «Пирамида» состоит из 200 трубок, выбрасывающих на разную высоту струю воды так, что получается водяной обелиск. Почти сохранился без изменения «Зал раковин», или «бальный».
 
Этот боскет устроен в виде театра, но вместо сцены имеется сложная декорация из ваз затейливой формы, а напротив размещен амфитеатр, покрытый дерном. Фонтаны бьют из ваз и из ступеней, на которых расставлены вазы, получается картина очень пышная, хотя по размерам далеко не столь значительная, как каскады Сен-Клу или Петергофа.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Вообще форма театра была излюбленной во французских садах, но отсутствие значительных подъемов не позволяло делать столь высоких стен, как в Италии. В Версале Ленотр избегал этого мотива на открытых местах, кроме бассейна Нептуна и подъема от Латоны к дворцу, зато охотно применял его в закрытых боскетах. Украшения «Зала раковин» установлены в 1683 г. и исполнены Леконтом, Леонгром, Легро, Массу, Мазелином и Жувене. Этих ваз и светильников сохранилось так много, что в этом киоске скорее, чем где-нибудь, можно понять роскошь Версаля во времена «короля-Солнца».

К сожалению, почти бесследно исчез «Водяной театр», одна из поразительных затей Ленотра. Места для зрителей там были расположены полукругом, а напротив возвышалась сцена. Декорация ее состояла из трех аллей, расходившихся перспективно, подобно такой же декорации «Олимпийского театра» в Виченце. Вдоль аллей были размещены разнообразные фонтаны и скульптуры. Струи, зелень и золоченый металл сливались в фееричную декорацию. Сейчас этот эффект трудно себе представить, но он должен был значительно превосходить впечатление от «Зала раковин».

Два боскета Версаля — «Зеркало» и «Остров короля», расположенные почти рядом,— образовали единственный в своем роде водный бассейн. Первый был почти целиком занят веерообразным бассейном с тремя сильными фонтанами. Вода из этого бассейна переливалась через каменные вазы и ступени во второй, где был расположен остров, служивший иногда сценой для театральных представлений. От последнего ничего не осталось, но «Зеркало» еще цело, аллеи, подходящие к нему, подстрижены, и гениально вырезанный контур этого пруда напоминает об искусстве Ленотра.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Выше было уже упомянуто о версальском «Лабиринте», интересным, главным образом, своими тридцатью девятью фонтанами на темы басен Эзопа. О блеске бывшего боскета «Триумфальная арка» можно лишь догадываться, потому что от него сохранилась только бронзовая группа «Торжествующая Франция», а богатейшая кованая и золоченая решетка в виде триумфальной арки исчезла в 1771 г. По-видимому, эффект ее был исключительно архитектурным, а не садовым. Эта арка и скульптурные группы были помещены в глубине боскета, и перед ними кулисообразно расставлены вазы и статуи.

Ни один из боскетов парка Версаля не был переделан столько раз, как «Боскет павильонов» («Bosquet des domes»). Он состоит как бы из двух бассейнов, помещенных один в другом. Каждый из них охвачен перилами из разноцветного мрамора. Раньше (до 1684 г.) на внутреннем бассейне помещалась фигура Славы, изваянная Марси. Ее пришлось снять, когда на одном краю бассейна были помещены группы Аполлона и нимф, взятые из грота Фетиды, и перенесенные впоследствии в боскет «Бани Аполлона». Эти театральные группы заставили подумать о придании боскету более театрального вида. Задача была не так проста, и найденное Ж. Ардуэн-Мансаром, бывшим отчасти учеником Ленотра, решение прибавило новое и очень эффектное украшение.
 
Мансар составил проект двух чудесных павильонов «Les Domes». Их изготовили из драгоценных мраморов и украсили орнаментами из золоченого свинца и олова работы Леонгра, Мазелина, Баратты, и по их же моделям были изготовлены бронзовые трофеи. Павильоны в XIX в. пришли в довольно плачевное состояние, группы Аполлона и нимф были перенесены в боскет «Бани Аполлона», остались лишь перила бассейнов, средний фонтан и чудесные статуи: «Галатея» и «Ацис» Тюби, «Аврора» Манье, «Рассвет» Легро, «Нимфа» А. Фламена.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Когда из чаши центрального бассейна, выполненного Жирардоном, бьет тонкая струя воды, а с поручней балюстрады поднимаются невысокие фонтаны и дают водную скатерть, стекающую непрерывно с перил, то в этом боскете сильнее, чем где-нибудь, чувствуется аристократизм, роскошь и вкус великой эпохи, но и сильнее, чем где-нибудь, чувствуется, что не одна катастрофа отделяет нас от тех времен, когда «король-Солнце» после торжественных обедов туда являлся со свитой. «Король,— говорит Данжо,— отправился с дамами в сады, "Бани Аполлона” были освещены, в павильонах играла музыка; там танцевали, и мадемуазель де Нант закончила бал, протанцевав "dame-gigonne plus joliment du monde”».

К наружной балюстраде боскета прислонены мраморные скамьи, украшенные чудесными рельефами работы Жирардона. Два только что описанных бассейна были развитием любимого мотива садовой архитектуры XVII в,— амфитеатров. Ими закончен главный партер Воле-Виконта и панорама Шантийи, а в Версале Ленотр дал только намеки на этот мотив у бассейна Нептуна и по другую сторону бассейна швейцарцев, тогда как завершение остальных панорам получалось само собою благодаря далям.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


В других садах полукруглый зеленый подъем служил хорошим ограничением широкой перспективы и даже оградой. В версальских боскетах эти закругления служили для придания уюта, подобного тому, которого добивались Лигорио в вилле Пиа или Виньола во дворике виньи Папы Юлия.

Своеобразнее были продолговатые боскеты, недоступные для других садов, так как требовали очень много места. К сожалению, и в Версале они или исчезли, или потеряли свои главные украшения. Боскет трех фонтанов напоминал отдаленно каскады виллы Ланте, но спуски террас были более пологими. Фонтаны били из трех бассейнов, расположенных симметрично по оси боскета, и воды верхних двух скатывалась по очень пологим ступеням на нижние террасы.

В «Аллее воды», или «Зале антиков», вдоль боскета был прорыт продолговатый канал, и на нем расположен длинный остров, обставленный померанцевыми деревцами, небольшими фонтанами и двадцатью четырьмя античными статуями или копиями. В узких каналах на краю острова били небольшие фонтаны. Эти продолговатые боскеты были назначены для прогулок, тогда как круглые служили для празднеств. Этот боскет был переделан в самом начале XVIII в. и до сих пор сохраняется в виде аллеи каштанов («Salle des marroniers»), украшенной античными бюстами.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Остается упомянуть еще об одном боскете, принадлежащем не столько Ленотру, как Мансару. Это круглая «Колоннада» из тридцати двух легких ионических колонн, поддерживающих легкие мраморные аркады. Вся композиция не имеет ничего общего с античностью, а подпирающие пилястры разработаны подобно готическим контрафорсам. Розоватый цвет мрамора и чудесные скульптурные детали работы Куазевокса, Ренодена, ван Клеве, Тюби, Леконта и Леонгра придают необычайную элегантность этому сооружению, делая его органичным и родственным зелени, растущей кругом.

Это впечатление дополняется бьющими под каждой аркой фонтанами и чудесной центральной группой Жирардона «Похищение Прозерпины». Повторяя мотив «Сабинянок» Джамболоньи, произведение Жирардона превосходит его элегантностью, хотя уступает в силе. Некоторые, в том числе и Сен-Симон, хотели показать, что Ленотр неодобрительно относился к этой мраморной затее, но рассказ Сен-Симона хронологически не верен. «Колоннада» немыслима вне фона зелени и отлично дополняет последнюю.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Остается рассмотреть последние крупные украшения парка Версаль: северный партер, «Аллею воды» и бассейн Нептуна. Впрочем, последними называть их не совсем верно, потому что часть украшений, например «Пирамида» Жирардона, являются самыми ранними в Версале (1669—1670), тогда как скульптуры бассейна Нептуна были установлены лишь в середине XVIII в.

Северный партер почти слит с террасой дворца и партером воды и лежит лишь на несколько ступеней ниже последних. Рисунок его задуман очень широко, а украшениями, кроме цветников, являются три круглых бассейна. На среднем возвышается «Пирамида» Жирардона — излишне грузная по композиции, но очень оживленная и грациозная в деталях.
 
За ней широкая «Аллея воды», тенистая от каштанов, высоко сплетающих свои ветви в виде зеленого покрова, спускается к бассейну Нептуна, который почти ускользает от взора того, кто находится у дворца или в северном партере. Тут как бы обрывается перспектива, хотя продолжением ее является очень широкая «Аллея воды», начатая в 1669 г. по рисунку К. Перро, но, очевидно, согласовано с планами Ленотра.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Она состоит из каскада «Нимф», находящегося под жирардоновой пирамидой, и двадцати двух фонтанчиков, размещенных попарно и состоящих из фигурок детей, поддерживающих плоские вазы. Каскад «Нимф» состоит из отвесной стенки, украшенной рельефом Жирардона «Купание нимф». Рельеф свинцовый и когда-то был позолочен, но теперь остались лишь следы золота, и чудесная патина свинца играет сквозь струи воды, переливы которых как бы оживляют тела нимф.

Детали прелестных групп детей немного пропадают в грандиозной аллее, но сама форма фонтанчиков, расположенных вдоль лент газона, превосходно оживляет эту строгую аллею. Ее зеленые стены развертываются на обе стороны у круглого бассейна дракона, группы которого не сохранились и заменены заново сделанными.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Площадка обрывается стеной бассейна Нептуна, за которой расположен веерообразный бассейн и за ним — зеленый амфитеатр с группой «Слава короля» работы Д. Пади по рисунку Лебрена. Все эти сооружения рассчитаны на рассматривание от амфитеатра к дворцу Версаля, и хотя здесь вид не столь грандиозен, как на южной и западной осях сада, но зато во время действия фонтанов нигде нет такого богатства.

У стенки бассейна расположены три группы морских божеств, возлежащих на обломках скал. Средняя изображает Нептуна и Амфитриду работы Сигизберта Адама, правая — «Океан» Ж. Б. Лемуана и левая — лучшая — «Протей» Бушардона. На краю стенки поставлено 22 вазы, из которых бьют высокие струи воды, за ними колоссальная струя дракона, а фоном для этой картины служат высокие каштаны боскетов «Триумфальная арка» и «Театр воды», широкий просвет «Аллеи воды» и на фоне неба «Пирамида» Жирардона и силуэт дворца.

Легко сообразить, что все главные фонтаны Парка Версаль связаны с мыслью о боге солнца — Аполлоне, так как сам парк и дворец были жилищем «короля-Солнца». Эмблема короля — «Лик Гелиоса» — встречается на украшениях дворца. Его мать — Латону — закрывают струи воды в одном из фонтанов, в другом корчится дракон, пораженный стрелой бога, и, наконец, в третьем сам Аполлон вылетает на колеснице из воды прямо в царственное великолепие «зеленого ковра» и Большой лестницы. В боскете «Бань» Аполлон отдыхает после дневной поездки.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Смысл архитектуры парка Версаля для многих современников и для потомства остался неясным, и как Стендаль весь смысл флорентийских вилл видел в их водяных затеях, так многим казалось и кажется, что сущностью Версаля являются его фонтаны. На самом деле самое ценное в нем — архитектура, и именно архитектура сада. Суть ее не в постройках и даже не в удивительном профиле почвы, а в постоянном увлечении взора линиями, сходящимися вдали, и в смене впечатлений от эффектов, расположенных иногда на одной оси. Так, для находящихся у дворца сад обрывается у края партера воды.

За лестницей и на партере Латоны дворец исчезает из вида, но зато открываются расходящиеся перспективы «зеленого ковра» и главных радиальных аллей. На «зеленом ковре» взоры притягиваются «Колесницей Аполлона» и далью Большого канала. Наоборот, от канала все внимание привлекается фасадом дворца и террасами парка. Чем ближе подходишь к нему, тем больше скрадывается фасад и тем больше выдвигается фонтан Латоны. От дворца северный партер виден лишь до «Пирамиды», но от бассейна Нептуна дворец виден и является заключением перспективы.

На южном партере «Озеро швейцарцев» видно сразу, но архитектурный обрыв оранжереи кажется неожиданным, как и контраст между совсем плоским верхним партером и нижним, уставленным померанцами. И обратно, эффект верхнейтеррасы, ее цветников и густо-зеленых стен боскетов кажется совсем неожиданным для входящего по каменным ступеням мансаровских лестниц.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


В настоящее время очень трудно представить прежнее соотношение между главными перспективами и боскетами, так как сейчас деревья слишком разрослись, а гравюры, по обычаю XVII в., стараются показать больше, чем мог обнять глаз на самом деле. Во всяком случае для посетителя парка водяные затеи партеров не бросаются в глаза.

С главных перспектив не видно ни одного из боскетов целиком, и едва заметны «Колоннада» и «Боскет павильонов». От «Колоннады» легко попасть в «Зал каштанов», занимающий прежний «Зал антиков». От «Боскета павильонов», продолжая блуждать в аллеях, посетитель легко переходит к «Пирамиде» и «Гиганту».

Но зато совсем нелегко найти «Зал раковин», и тем неожиданней его эффект. Он расположен совсем близко к «Латоне», но как-то вне главных осей парка, таково же положение и прежнего «Болотца», нынешних «Бань Аполлона». Был ли неожиданным эффект «Лабиринта», судить трудно, но еще и сейчас как-то странно найти среди извилистых стриженых палисадов очаровательный бассейн «Острова детей», украшенный целой толпой маленьких детишек, играющих розами.


ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


До сих пор мы не обратили внимания на четыре перспективы — две параллельные «зеленому ковру» и две, ему перпендикулярные. По сравнению с «ковром» они кажутся узкими, но на самом деле шире тех, что делались в итальянских садах. Колоссальные липы, каштаны и вязы превратили их в грандиозные зеленые коридоры. Для того чтобы подчеркнуть их ширь и даль, на перекрестах помещены бассейны с очень низкими бронзовыми группами фонтанов: «Церера» («Лето») Ренодена, «Флора» («Весна») Тюби, «Сатурн» («Зима») Жирардона, «Вакх» («Осень») Марси. Именно эти аллеи, столь широкие и так уходящие вдаль, манили гуляющих и вели их к новым и новым боскетам.

До сих пор почти ничего не сказано о скульптуре Версаля, носящей свой определенный характер, но там она целиком находится на службе архитектуры. Живые, но спокойные контуры мраморов лишь подчеркивают царственность ленотровской архитектуры. По крайней мере два поколения скульпторов работали над украшениями Версаля, и такие большие мастера, как Тюби, Жирардон и Куазевокс, все свои силы «отдали резиденции короля-Солнца. Но и этого не хватило, пришлось кое-где поставить копии антиков или скупить мраморы из Во-ле-Виконт, хотя исполненные по рисункам Пуссена, но слишком мелкие для Версаля. Политические перевороты повредили многое, но и сейчас Версаль — один из величайших скульптурных музеев.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Описание, равно как и фотографии, и даже большинство гравюр и картин дают лишь намек на красоту парка Версальского дворца. Пока еще не нашлось мастера, который бы передал величие этого места так, как Фрагонар передал красоту римских вилл. Старые гравюры Сильверста, Риго и Переля или слишком топографичны или перспективно развернуты и не дают настоящего понятия о пышности и в то же время строгости композиции.
 
Картины Александра Бенуа первой версальской серии (ок. 1900 г.) изображают время упадка Версаля, и если им не хватает великолепной техники творцов парка и дворца, то все-таки они передают ту торжественную грусть, которую любящий красоту испытывает в Версале. (Часть картин из этой серии находится в тенишевской коллекции Музея Александра III.) Последняя серия того же мастера страдает некоторой фотографичностью перспективы, т. е излишним развертыванием переднего плана, но лучше передает величие ленотровского размаха.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Трудно описать размах дали «зеленого ковра», удивительные эффекты перспектив на местах перекрещивания аллей, протяженность последних, благодаря которой ряды деревьев сходятся лишь в туманной дали, ширь партеров, в которых разместилась бы целая итальянская вилла, и сочетание мраморов с подстриженными стенами деревьев и узорами партеров. Да и фотографии не дают представления о дальности главной перспективы и о впечатлении, что все пространство, охватываемое глазом, подчинено общему архитектурному заданию, и находящемуся там кажется, что за пределами Версаля нет ничего и что весь мир подчинен этому сооружению Ленотра, сплошь проникнутому мыслью о «короле-Солнце» и о божестве солнца.

Когда солнце высоко стоит над рощами и смотрится в «Зеркало», когда «зеленый ковер» и все аллеи наполнены народом и бьют фонтаны Латоны и колесницы Аполлона, то для зрителя понятен замысел творцов этого блеска. А что было в те давно прошедшие времена, когда вместо толпы парижских приказчиков и буржуа в парке толпились придворные с самим королем во главе!

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


В это время Версаль — царство солнца. Но тот, кто хочет насладиться до конца красотой и скульптурой парка Версаль, должен остаться до поздней ночи. Когда толпа мало-помалу разойдется, сад опустеет и солнце зайдет, то в полумраке ночи исчезают следы современной пошлости, занесенной толпой. Когда же глаза привыкнут к темноте, то движущиеся фигуры редких посетителей оживляют сад, и кажется, что в нем бродят тени давно минувшего. Ширь и простор главной перспективы сохраняются ночью, и кажется, что кони Аполлона оживут и его колесница вынесется в сад. В густых аллеях в это время темно и жутко, особенно между высокими стенами оранжереи и каштанами соседних боскетов.


Деревья парка Версаль теперь изумительно разрослись, так что от тени их аллеи кажутся почти черными. Каштаны и дубы Версаля по своим колоссальным размерам так же замечательны, как кипарисы виллы д’Эсте и ели Касселя. Выше уже упомянуто, что скульптурные богатства Версаля частично расхищены, частично поломаны, а в XIX в. наиболее замечательные статуи, как «Милон Кротонский» Пюже и «Нимфа» Куазевокса, были отправлены в Лувр. Нынешние скульптуры составляют лишь небольшую часть прежде бывших, но и те по богатству превосходят итальянские виллы, уступая только лишь вилле Альбани.
 

Фонтаны парка Версаль

 
Но зато в Версале они сделаны специально для парка, и, не говоря уже о фонтанах, как бы выросших одновременно с деревьями, остальные скульптуры, и особенно вазы, удивительно гармонируют с формой листвы. Добавим к этому и фасад дворца столь пышный и в то же время столь спокойный и строгий, украшенный чудесными скульптурами. Да и внутренность дворца, особенно парадные залы, «Галерея зеркал», «Зал войны» и «Зал мира» как бы дополняют роскошь сада. И для находящихся в них сад кажется продолжением дворца.

Скульптурные богатства парка Версаля далеко оставляют за собою скульптурные украшения итальянских вилл. Мало того, сам смысл их, распределение и стиль существенно отличаются от итальянских. В Италии скульптура дополняет архитектурные детали, т. е. террасы, балюстрады, и образует крупные группы фонтанов. В Версале скульптура дополняет зелень и или прилегает к ней, или же поставлена на некотором расстоянии от подстриженной стены, а в больших бассейнах едва выделяется на поверхности воды.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Таковы «Энцелад», где фигура великана едва вырисовывается из обломков, бассейны корон на северном партере, бассейны лягушек у Латоны. Дивная группа «Аполлона» — «Char Barbue» — едва возвышается над поверхностью воды, и там, где итальянец воспользовался бы возможностью нагромоздить камни и на них колесницу бога, подобно фонтану Треви, Лебрен позволил лишь наполовину выдвинуть фигуры из воды. Но зато Тюби, развертывая движение на обе стороны, достиг такого впечатления торжественного вылета, с которым равняется только размах колесницы на Главном Штабе.

«Латона» Бальтазара Марси и «Пирамида» Жирардона — единственные примеры высокихфонтанов парка Версаль, да и то первая расположена на фоне подковообразного спуска и большой лестницы, а вторая — между высокими силуэтами стен «Аллеи воды». Насколько первый фонтан чудесно построен в архитектурном смысле, настолько во втором сочинение несколько наивно при дивном исполнении деталей.

На плоский характер фонтанов времен года уже указано и указано на необходимость этого, так как аллея продолжается по ту и другую сторону их. На бассейнах партера воды фонтанов совсем не сделано, а статуи рек положены подобно античному «Тибру*. Наконец, группы детей и на этом партере, и в «Аллее воды» составлены из трех фигур, чтобы придать большую устойчивость.

Термы парка Версаль



Переходя к группам, помещенным у зелени, мы на первом месте должны поставить термы, т. е. старый греческий мотив четырехугольного столба, заканчивающегося бюстом. Однако здесь они гораздо богаче и эффектнее разработаны.


Лучшими считаются большие термы парка Версаль, расставленные недалеко от Латоны. Это «Диоген» Леспаньонделя, «Церера» Пуллетье, «Фавн» Гужона, «Вакханка» Дедье, «Геркулес» Леконта и в другой половине аллеи — «Ахелоис» Мазьера, «Пандора» Легро, «Меркурий» ван Клеве, «Платон» Райола и «Цирцея» Манье. Менее значительными считаются термы у бассейна Аполлона, но своими крупными размерами они отлично отвечают размерам площадки. Среди них есть чудесные, например «Сиринкс и Пан» Мазьера, «Вертумн и Помона» Леонгра.

Наконец, более мелкие термы помещены в рощицах по обе стороны зеленого ковра. Они были выполнены в Риме по глиняным моделям самого Н. Пуссена для Фуке и куплены Людовиком XIV из Воле-Виконта для Версаля.

Заметим, что в то время как термы Пуссена носят античный характер, термы у «Латоны» и у «Аполлона» составлены из целой половины фигуры и сравнительно невысокого столба. Это желание оживить по возможности каменный столб было особенно заметно в термах Л. Лерамбера, где столб был так же высок, как и в античных, но зато от плечей фигуры спускались складки хитона, а иногда аллегорические орнаменты.

Такое стремление оживить термы, но недоведение их до обыкновенных статуй, можно рассматривать и как желание перейти от сочетания статуи и пьедестала к чему-то более цельному. Действительно, скульпторы Версаля всегда помещали у ног статуи какой-либо атрибут или в случае отсутствия такового обрубок дерева. Рассматривать мраморы Версаля нет возможности. Укажем лишь, что лучшие из них помещены на аллее трех фонтанов. Все они выполнены по рисункам Лебрена, но скульпторы далеко превзошли замысел художника.

Такого совершенства контуров и такой игры форм, как у «Рассвета» Марси, «Весны» Манье, «Воды» Легро, чудесных «Воздуха» Леонгра, «Дианы» Дежардена и «Европы» Мазелина, нельзя найти в истории искусства, а вместе с тем нигде нет ни такого благородства, ни сдержанности. Их превосходит только «Ацис» и, особенно, «Галатея» Тюби, находящаяся в боскете павильонов, к тому же базы этих статуй соединены с пьедесталом красиво орнаментированной подушкой.

ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото


Наконец, особенностью скульптуры парка Версаль является бесконечное количество ваз. Часть из них воспроизводит античные формы, а часть совершенно самостоятельна, как, например, вазы Валлена с амурчиками вместо ручек и те вазы, что стоят у спуска Латоны и украшены изображением лика Гелиоса.

Таким образом, парк Версаль не только совершенно самостоятельное и единственное в своем роде произведение садовой архитектуры и ландшафтного дизайна, но и скульптуры, украшающие его, принадлежат к числу высших созданий этого рода искусства. К сожалению, они еще сравнительно мало оценены, но это счастье для Версаля, иначе их унесли бы в Лувр, как унесли туда «Милона» Пюже или бесподобную «Нимфу с раковиной» Куазевокса.


Еще по этой теме:
Ландшафтный дизайн. Озеленение участка на склоне
19:45, 11 июль
Ландшафтный дизайн. Озеленение участка на склоне
Загородный дом – одна из самых больших и желанных целей, которые ставит каждый из нас. Там мы можем растить своих детей, баловать внуков, постоянно находится на природе, ухаживать за своими
Сады Шёнборнов: описание и фото
02:55, 14 май
Сады Шёнборнов: описание и фото
Целый ряд парков и садов был создан в Южной Германии, главным образом во Франконии, членами графской фамилии Шёнборн, занимавшими тогда ряд архиепископских кафедр. Даже те графы Шёнборны,
Садовая скульптура: история развития, виды и фото
08:11, 10 май
Садовая скульптура: история развития, виды и фото
Садовая скульптура Возрождения исходила, вероятно, из довольно сложных, но эффектных фонтанов, известных нам только по виньеткам. Они подтолкнули северных подражателей к изготовлению курьезных фигур
Деревянная лестница своими руками: как сделать? Инструкции и видео
13:37, 06 декабрь
Деревянная лестница своими руками: как сделать? Инструкции и видео
Среди всех видов конструкций, деревянная лестница своими руками кажется многим наиболее простым вариантом. Ведь дерево материал и доступный, и не слишком тяжелый в обработке, не требующих настолько
Курятник на даче своими руками. Учимся строить
23:50, 18 февраль
Курятник на даче своими руками. Учимся строить
При наличии деревенского домика многие решают обзавестись домашней живностью, которая в большинстве случаев представлена курами, в связи с чем приходится сооружать курятник на даче своими руками.
Дизайн двора дома. Фото и идеи
07:25, 22 ноябрь
Дизайн двора дома. Фото и идеи
Очень часто дизайну дворов частного дома не уделяется достаточное внимание, в связи с чем двор превращается в обыденное неинтересное пространство, абсолютно не сочетающиеся с самим домой и
Добавить комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Личный кабинет
Объявления
Последние комментарии
  • KAtrina
    Написал(а): KAtrina
  • Алена Авдеева
    Написал(а): Алена Авдеева
  • Александр Пан
    Написал(а): Александр Пан
  • janesams
    Написал(а): janesams
  • Ruslan Jakarov
    Написал(а): Ruslan Jakarov
Опрос
Какой раздел самый полезный?

Календарь
«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 
Архив