Показать меню
» » » Садовая скульптура: история развития, виды и фото

Садовая скульптура: история развития, виды и фото



10.05.2015
3 513
Садовая скульптура Возрождения исходила, вероятно, из довольно сложных, но эффектных фонтанов, известных нам только по виньеткам. Они подтолкнули северных подражателей к изготовлению курьезных фигур вроде тех, что И. де Ко поставил в саду Гейдельбергского замка. Однако уже вероккиевский фонтан, находящийся ныне во дворе палаццо Веккио, изготовленный для одной из вилл Лоренцо Великолепного, указывает, с одной стороны, на упрощение, а с другой — на выработку типично флорентийской формы, окончательно развитой Джамболоньей и Триболо в Кастелло и Петрайе.
 
Стремление заключалось в выработке соотношения между статуей и пьедесталом, чего не указывали остатки античности. Если, с одной стороны, пьедестал сильно вытянут в фонтанах Петряйи, болонского Нептуна, памятниках Коллеони и Гватемалаты и очень сильно развит у «Архитектуры» Дж да Болоньи (в Барджелло), то, с другой стороны, Микеланджело дал образец сравнительно низкого пьедестала для Аврелиевой статуи на Капитолии.

Садовая скульптура: история развития


С этого момента размеры пьедестала не затрудняют скульпторов, остается найти связь между ним и статуей. Античные мастера пользовались для этого обрубком дерева или каким-либо атрибутом изображаемого лица, что является приемом искусственным, а сложная линия ног и перехват у ступней лишают статую того спокойствия формы, которое нужно для противовеса капризным линиям зелени. Донателло наметил решение в своем «Давиде, попирающем голову Голиафа», а Микеланджело разрешил задачу, оперев колено «Победителя» на согбенного «Побежденного» в группе Барджелло.

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Это произведение осталось до известной степени в тени, но тот же прием был использован Джамболоньей для «Похищения сабинянок», стоящего в Лоджии Старейшин («Dei priori о dei Lanzi»). Поверженный сабинянин дополняет всю группу и придает ей устойчивость и прочность. Вместе с тем раскинутые руки сабинянки оживили эту группу и подготовили будущую свободу Бернини, повторившего прием Джамболоньи в «Похищении Прозерпины».

Джамболонья вообще является переходным мастером от Возрождения к барокко. Его формы просты, строги, каждое произведение индивидуально и как бы назначено для нарушения однообразных каменных плоскостей. В них, однако, ясно сказывается столь же определенный стилистический облик, как и в чисто индивидуальных произведениях готики.
 
Знаменитый Меркурий, многочисленные статуэтки Барджелло, бронзовые изваяния фонтана ид Пьяццо Синьория во Флоренции, колоссальный, как бы поросший вековым мхом, «Апеннин» виллы Пратолино и «Полифем» палаццо Орлова, «Мальчик с трубой» Эрмитажа и особенно чудные тритоны и морские чудовища на ограде Vasca del Iselotto обладают определенными свойствами формы, своеобразной прелестью и совершенством отличным, хотя и не уступающим античному.

Ученики Джамболоньи — Пьетро Так-ка, закончивший «Изобилие», которое стоит наверху перспективы Боболи, и фонтан на площади Аннунциаты, и Су-зини, автор фонтана на дворе Питти,— продолжали стиль учителя. Отзвуки его стиля можно видеть в бронзах Джакометти и Реканати, украшающих фонтан в Лорето, проектированный Мадерной и Фонтаной (1602—1640), и в фонтане Кастелли в Фаенце (1621). Последним отзвуком этого стиля является фонтан Калегари в Брешии (XVIII в.). Рядом с этим типом нужно отметить довольно грузное видоизменение античных декораций типа терм, что мы видим в вилле Пиа.

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Полное развитие итальянской скульптуры относится ко второй половине XVII в., когда выдвинулись два первоклассных мастера — Карло Райнальди (1611 — 1691) и Бернини. Последний заслонил всех современников и явился как бы собирательным именем всей группы мастеров, полупрезираемой серьезными историками вроде Винкельмана, Кутлера и т. п.

На самом деле эпоха барокко является эпохой высшего расцвета, и с ней можно сравнить лишь афинское искусство и французскую готику. И скульптура, и архитектура этой эпохи в высшей степени совершенны и по форме, и по технике, а потому было бы ошибочно думать, что все мастера находились под одним только влиянием Бернини. Наоборот, именно в садовой скульптуре и садовом зодчестве сказалось влияние не Бернини, а его современника и отчасти сотрудника, Карло Райнальди.

Произведения Бернини предназначены для города, их свободные формы и развивающиеся складки близки к формам зелени и отлично противополагаются тяжелой каменной клади или цельным формам берниниевых колоннад.

У Райнальди и в кариатидах-канефорах Капраролы, и в чудовищах Капраролы и Ланте, в фонтанах римского дворца Боргезе и фонтане виллы Ланте в Баньайе сказались чрезвычайное спокойствие контура и цельность форм, т. е. то, что нужно для противопоставления формам зелени, всегда немного капризной, и то, что было у Джамболоньи, но уже без налета ренессансной терпкости.

Позы и формы райнальдиевских замыслов соответствуют наслаждению, характерному для классического балета, и естественны для времени устройства садовых театров и театральности самой жизни.

 

садовая скульптура: история развития, виды и фото

 

Работы Райнальди и устройство крупных вилл были толчком к сооружению новых садов и производству тысяч скульптур, которые принято признавать ремесленными. Между ними, однако, можно выделить ряд превосходных, и только предвзятое пренебрежение является причиной забвения многих первоклассных ваятелей этой эпохи.

Однако в широком развитии итальянской эпохи наряду с первоклассными мастерами замечаются и почти ремесленники. Таковы ваятели Изола-Беллы, виллы д’Эсте в Черноббио, виллы в Инвериго и других вилл Северной Италии. Там нередко можно встретить даже не сад, а двор или виноградник, заставленный грубыми изваяниями, иной раз изображениями народных типов, как «Народные игры» в саду Боболи. Так, по дороге из Комо в Брунате имеется виноградник в 30—40 кв. саж, сплошь уставленный грубоватыми каменными статуями.

Несравненно выше многочисленные изваяния Казерты, населенной целым миром мифологических существ. Они не всегда ровны. Лучше других аллегорическая группа на нижнем каскаде. Несколько неприятна группа Дианы и Актеона у первого каскада, напоминающая паноптикум, но зато нигде, кроме этого сада, мраморы так не выделяются на фоне голубого неба. Характерно, что почти одновременно с тем, как в Казерте царила определенность контуров и округлость формы, в Риме применялись берниниевские развевающиеся формы, например скульптуры виллы д’Эсте, фонтан дворца Санта-Кроче (1625—1630), фонтаны дворцов Викариато, Грилльо и на площади Космедин (1710).

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Венецианская область являлась, наоборот, поставщицей садовой скульптуры всей Европе — В. Альвизе, П. Баратта, Джованни и Антонио Бонацца и другие изготовляли массу изваяний, которыми можно любоваться в Летнем саду, Царскосельском Екатерининском парке, Ораниенбауме и т. п. «Ночь» Дж. Бонацца, «Беллона» Альвизе (Летний сад), «Амур» и «Флора» А. Бонацца (Ораниенбаум) и особенно удивительные «Нимфа» и «Паллада» (Летний сад) неизвестных скульпторов принадлежат к превосходным произведениям скульптуры.
 
Особенно хороша «Нимфа» с богатыми и вместе с тем спокойно наброшенными одеждами. Эти произведения показывают, как важно иметь произведения искусства на месте, куда они предназначены.Произведения второстепенного достоинства, как «Нимфа воздуха» и «Талия» братьев Гропелли или «Сатурн» Ф. Бианки, может быть, и не подходящие для музея (хотя плохо то произведение искусства, которому место только в музее), исключительно подходят для сада, как далекие по форме от кроны кустов и стволов деревьев.
 
Остается только сожалеть, что превосходные типы, выработанные итальянской скульптурой, были заброшены ради второстепенных античных копий, прославленных Винкельманом. Образцами превосходнейших по замыслу и выполнению скульптур являются замечательные бюсты (Церера, Полона, Беллона, римские императоры, «характеры» и т. п.) в нишах дворовых галерей Павловского дворца.

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Почти одновременно с итальянской развилась французская школа садовой скульптуры во время сооружения Версаля. Там понадобилась масса изваяний, но выдвигались несколько иные требования, чем в Италии, где скульптуры часто заготовлялись для рынка и вывоза. В Версале каждая скульптура имеет свое определенное место, и даже темы выбирались не самими скульпторами, а руководителем — Лебреном.

Впрочем, последний играл, главным образом, роль распорядителя, художественная же прелесть достигалась самими ваятелями, как видно из сравнения совершеннейшей «Дианы» Дежардена с довольно обыденным рисунком Лебрена.

Отличие от Италии заключается еще и в том, что Версаль был несравнимым с остальными садом не только Франции, но и всей Европы, как Париж делался не только политической, но и культурной столицей Европы и мира. Поэтому главными садовыми скульптурами Версаля должны быть вещи исключительно торжественные и совершенные.

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Главными мастерами оказались Гюби и Куазевокс. Первому принадлежит одно из величайших произведений новой скульптуры — «Колесница Аполлона», с ее торжественным поступательным и расширяющимся движением. Он же создал статую «Торжествующей Франции» и чудную «Галатею», стоящую в «Боскете павильонов» на дивном цоколе из тритонов и раковин; две чудеснейшие статуи рек, «Рону и Сону» на Водном партере; «Флору», олицетворяющую весну, фонтаны корон, работал над украшением колоннады и выполнил одну из громадных ваз перед дворцом.

При имени Куазевокса прежде всего всплывают в памяти удивительные «Гаронна и Дордонна», лежащие на окраине бассейнов Водного партера и представляющие новый самостоятельный прием, продолжающий идею «Нила» и «Марфорио». Именно в этих произведениях сказывается то же совершенство формы и мастерство, как и в райнальдиевских изваяниях. Но в них, как у Тюби, видны более свободная трактовка и большая сдержанность. Куазевокс сделал и чудесную статую нимфы, к сожалению, помещенную теперь в Лувр.

Леонгр выполнил хотя и уступающие произведениям Куазевокса и Тюби аллегории Сены и Марны, нимф на том же партере, но, главное,— чудные гермы Вертумна и Помоны и одну из превосходнейших статуй — «Воздух».

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Легро, кроме нимфы на канале и 3-х групп детей на «Аллее воды», дал чудную герму Пандоры и статую Воды. Братья Марси вместе изваяли одну из групп коней в «Банях Аполлона» и статую «Гигант», Бальтазар Марси выполнил «Латону», а Гаспар Марси чудную статую «Рассвет».

Жирардон, кроме скорее архитектурной, чем скульптурной «Пирамиды», дал главную группу «Бань Аполлона» и отличную группу «Са-турна-Зимы», а Реньо дал «Луару» и «Луаре» на Партере воды, дивную герму «Осень» и фонтан «Осени-Вакха».

Все это имена, упоминаемые хотя бы вскользь в истории искусства, а ведь в Версале есть произведения малоизвестных скульпторов, достойные, тем не менее, украсить любое и даже лучшее собрание.

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Таков Манье, чудная «Аврора» которого украшает «Боскет павильонов», а герма «Цирцея» стоит на почетном месте недалеко от Латоны, таков Рэон, изваявший «Ночь», Ариона и герму Вакха у полукруга близ «Колесницы Аполлона»; Мазелин, изваявший «Европу», рыбаков и охотников на «Аллее воды»; Лерамбер, работавший на той же аллее, ван Киеве, изваявший гермы Фавна и Меркурия; Массу — автор «Земли»; малоизвестный Харди, предполагаемый автор «Острова амуров»; Райол — творец «Ино» и гермы Платона; Герен, изваявший правую группу коней в «Банях Аполлона»; М. Ангье, «Амфитрида» которого перенесена в Лувр; Пеллетье, автор герм Цереры и Дидоны; Мазьер, автор целого ряда гермов («Ахеллон», «Сиринкс», «Весна» и «Пан»); Дедье, изваявший герму «Вакханка».

Все эти имена займут когда-нибудь почетные места в истории искусства. Кроме того, из Версаля уже унесены произведения Пюже, прославленные «Кротон» и «Персей», а в XVIII в. туда добавлены произведения Бушардона («Протей»), Ж. Ле-муана («Океан»), Адама («Нептун»), Типы «Похищения сабинянок» Джамболоньи и «Похищения Прозерпины» Бернини были повторены с превосходным блеском и совершенством Жирардоном в группе колоннады и, хотя и не столь совершенно, Реноденом в «Сатурне, похищающем Кибелу» и Г. Марси в «Борее, похищающем Оритию».
 
Две последние группы были заказаны для первого Водного партера, но теперь находятся в Тюильри. Совсем новым приемом были фонтаны детей на «Аллее воды». Если они и созданы в силу требования Людовика XIV, то скульпторы и К. Перро нашли удивительную форму, повторенную в Люксембургском саду, на Театральной и Лубянской площадях (И. П. Витали) и в дивных группах детей Леспиньолы, поставленных по краям Водного партера.

садовая скульптура: история развития, виды и фото


В Версале впервые были устроены низкие фонтаны, только оживлявшие, но не заканчивавшие аллей. К ним принадлежат фонтаны времен года, фонтаны партера и рощиц Трианонов и даже очаровательные «Нимфы у цветочной корзинки»’ в Трианоне.

Что касается обычных садовых статуй, то,— кроме много раз упомянутой «Дианы» Дежардена,— «Венера» Г. Марси, «Европа» Мазелина, «Африка» Зибрехта и Корню, «Земля» Массу, «Пастораль» Гранье и особенно «Аврора» Манье и «Галатея» Тюби принадлежат к величайшим созданиям скульптуры, и мы должны благодарить счастливую слепоту знатоков, благодаря которой статуи не упрятаны в музей. Вот что следовало воспроизводить для украшения вновь строящихся садов!

Особенностью Версаля является применение больших групп: «Бань Аполлона», «Лакоона», копированного Тюби, «Аристея и Протея» Слодтца и т. п. Они и находящиеся в Тюильри «Рейн и Мозель» ван Клеве и «Рона и Сона» Г. Кусту повлияли на применение широких групп в Дрездене (Брюллевская терраса и «Кентавры» Большого сада). Им соответствуют пышные украшения столбов решетки у «Ста ступеней» целыми группами, а именно «Авророй и Кефалом» и «Вертумном и Помоной» Легро, «Зефиром и Флорой» и «Венерой и Адонисом» Леконта, а также громадными корзинами цветов.

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Подобные колоссальные изваяния на оградах широко применялись впоследствии, например в Тюильри — «Меркурий» и «Слава» Куазевокса, в Германии — на воротах Вюрцбургского дворца, в России — на ограде Белостокского дворца. Подобные крупные группы были выполнены братьями Кусту для Марли.

После Версаля и вне Версаля подлинным садовым скульптурам было мало места. Кусту вылепили своих коней для Марли, Бушардон считается автором нескольких изваяний для Шветцингена, Пигаль сделал для Сан-Суси чудного «Меркурия», с которым едва могут сравниться произведения превосходных ваятелей Адамов, размещенные вокруг Большого фонтана.

В XVIII в. для многочисленных резиденций в Германии появились целые артели скульпторов. Конечно, им было очень далеко до солнечной красоты версальских, статуи не всегда хорошо выделяются из зелени, но все-таки группа скульпторов, работавших в Вюрцбурге, сделала ряд интересных вещей.

Менее значительными являются работы Глуме в Потсдаме и скульптуры Верне-ка, Морицбурга, Бенрата, Касселя и т. д. Работали, конечно, в Германии и итальянцы, которым, вероятно, принадлежат многие статуи на церквах и на входах к церквам, например у церкви Михаила в Бамбере; работали и французы (так, Бушардон работал в Шветцингене).

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Англия также, по-видимому, отчасти жила французскими (группы Рест-парка), а отчасти итальянскими влияниями, которые переделала по-своему, придав им более наивный тип, да еще зачастую их ставили без пьедесталов, иногда преувеличивали последние. Так, в Буши-парке статуя Дианы поставлена на пьедестале высотой в две сажени, а в парке Ховард копии антиков поставлены на чрезвычайно тяжелых пьедесталах.

В России садовая скульптура была начата первоклассными мастерами, т. е. Растрелли, который вылепил модель Нептуна (в Строгановском собрании), может быть, для «Нептуновой телеги» Петергофа, и Пино, об «Эзоповых баснях» которого осталось лишь воспоминание. Позже работал Земцов, от которого, может быть, кое-что цело на уступах Большого грота, но царствование Елизаветы требовало очень быстрой и потому непрочной работы, а Екатерина II относилась к скульптуре и ландшафтному дизайну без должного внимания.
 
Только при императорах Павле и Александре I появились столь дивные произведения, как единственный в своем роде «Самсон», фигуры рек Невы Щедрина и Волхова Прокофьева у подножия каскадов Большого грота, царскосельская «Молочница», памятник Александре Павловне — Мартоса и божественная «Венера» Щедрина. Однако было поздно, и на смену свободному творчеству надвигалось условно классическое, заполнившее новые павильоны Петергофа.

садовая скульптура: история развития, виды и фото


Украшение садов вазами в садовом дизайне, очевидно, берет начало из античной древности, однако, настоящую силу оно получило только в Версале, где к изготовлению ваз были привлечены великие скульпторы, как Куазевокс и Тюби. Ленотр и Мансар рисовали проекты ваз, а выполняли их Валлен, Харди, Слодтц, Лежере, Мело, Легро, Баратта, Робер, Райол и др. Форма ваз была весьма разнообразной, но обычно несложной (например, у каскада Нептуна) и вполне соответствует материалу.

В Англии Гиббс и другие проектировали вазы разнообразно, но по большей части просто, например в Кэтринс-холле, Энфилд-Олд-парке, Друммондкасле, Чизвике, Рест-парке, Вилтоне и т. д., зато иногда вазам придавалась довольно пышная форма, например в Мельбурн-холле. В Германии размеры и форма ваз сделались совершенно и несуразными, и превосходящими воображение. В России, наоборот, распространены очень простые вазы Росси (Павловск). Вместе с вазами нужно отметить разнообразнейшие солнечные часы, чрезвычайно распространенные в Англии.

садовая скульптура: история развития, виды и фото




Еще по этой теме:
Фонтаны из гранита: виды, преимущества и фото
18:38, 26 июнь
Фонтаны из гранита: виды, преимущества и фото
Издавна украшая собой королевские дворцы, величавые сооружения именуемые фонтанами и по сей день не утратили своей актуальности. Сегодня они горделиво изливают свои воды не только в общественных
Сады Шёнборнов: описание и фото
02:55, 14 май
Сады Шёнборнов: описание и фото
Целый ряд парков и садов был создан в Южной Германии, главным образом во Франконии, членами графской фамилии Шёнборн, занимавшими тогда ряд архиепископских кафедр. Даже те графы Шёнборны,
Ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото
20:42, 11 май
Ландшафтный дизайн парка Версаля: описание и фото
В Версале парк и город связаны между собой, потому что разрослись около общего центра — дворца. Сам город прорезан тремя широкими аллеями — улицами, радиально сходящимися на полукруглой площади перед
Лучшие идеи для вашего сада. Фото
10:22, 04 июль
Лучшие идеи для вашего сада. Фото
 Флокс Blue Paradise до цветения может играть роль декоративнолистного растения. Благодаря своей  темно-пурпурной листве он отлично смотрится в синих цветниках раннего лета, например, с
Разновидности фонтанов для дачи
08:24, 18 июнь
Разновидности фонтанов для дачи
Вы собираетесь сотворить дачный дизайн своими руками? Тогда вам точно следует узнать о том, какие бывают фонтаны для дачи, ведь нет ничего прекраснее, чем в жаркий летний день наблюдать за струями
Фонтан своими руками на даче. Интересные идеи и фото
23:36, 18 май
Фонтан своими руками на даче. Интересные идеи и фото
Для разнообразия ландшафтного дизайна можно использовать фонтан своими руками на даче. В жару у фонтана можно приятно отдыхать, расслабляться от городского ритма жизни. В связи с различием фонтанов
Добавить комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Личный кабинет
Объявления
Последние комментарии
  • KAtrina
    Написал(а): KAtrina
  • Алена Авдеева
    Написал(а): Алена Авдеева
  • Александр Пан
    Написал(а): Александр Пан
  • janesams
    Написал(а): janesams
  • Ruslan Jakarov
    Написал(а): Ruslan Jakarov
Опрос
Какой раздел самый полезный?

Календарь
«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Архив
Май 2019 (1)
Апрель 2019 (3)
Март 2019 (1)
Февраль 2019 (12)
Январь 2019 (24)
Декабрь 2018 (22)